Мои дети, как и все, ходят в школу. Я понимаю, что это необходимо. Но я категорически против того, чтобы измерять успешность ребенка или уровень его знаний оценками. Нет, я не предлагаю вовсе отменить оценки в школе. Но предлагаю родителям попроще относиться к цифрам в дневнике. Ведь высокие оценки не гарантируют успех ребенка в будущем, как и неважные оценки еще не говорят о том, что ребенок в чем-то хуже других. Можно долго спорить нужны ли оценки в школе. Я считаю, что вред оценок заключается в следующем.
- Ребенок начинает сравнивать себя с другими. Так, моя дочка получила 4, а ее подружка — 5, и дочь расстроилась, решила, что она хуже той девочки. А на самом деле к этой четверке мы шли долго, готовились. И вместо того, чтобы радоваться, дочь переживает.
- Мнение чужого человека становится эталоном. Система выстроена так, что успешность ребенка определяется отметкой. Мои дети растут интересными, творческими людьми, но учительница (фактически, посторонняя женщина) оценивает их как личность. Так из детей вырастают зависимые от чужого мнения люди.
- Оценки — причина появления гордыни или заниженной самооценки. Высокие оценки могут привести к тому, что ребенок будет считать себя лучше остальных. И, наоборот, плохие отметки — вроде клейма «глупого», «неспособного», которое может испортить ребенку жизнь. Так закладывается низкая самооценка. Но здесь нет заслуги ребенка, или же это не его вина. Мой сын, когда пошел в школу, хорошо читал (я с ним занималась с 5 лет). Среди его товарищей был мальчик, который только в 1-м классе научился складывать слоги в слова. Имел ли право мой сын считать себя лучше этого мальчика? Конечно, нет. Но учителя всегда ставили его в пример, и сын задрал нос, пока я ему не объяснила, что к чему.
- Высокие оценки — не гарантия будущих успехов. Часто родители попрекают детей за плохие отметки. Но самые талантливые люди, которых я знаю, в школе учились неровно, у них были пятерки по любимым предметам и тройки — по скучным. Это логично: если человек выбирает 2-3 качества (склонности к определенным дисциплинам) и развивает их, это помогает ему добиться значительных успехов. Те, у кого были одинаковые оценки по всем предметам, часто остаются середнячками.
И еще: никогда не ругайте, не унижайте ребенка из-за плохих оценок. Если он получил двойку, это не значит, что он некудышный человек. Можно исправить любую отметку, лишь бы это было желание ребенка, а не родителей. Главное — результат, то есть знания, а оценка — это субъективное мнение педагога, и оно не так важно, если ребенок видит свой прогресс.