Ничто в природе не является неподвижным. Даже молекулы в горной породе медленно перемещаются под воздействием тепла и давления. Лист стекла, поставленный вертикально, со временем утолщается у основания, поскольку стекло, как и все вещи, находится в постоянном движении.
Движение привлекает внимание. В первые дни жизни младенца непроизвольная глазная реакция устанавливает пожизненную связь между действием и последствием. На эмоциональном уровне бездействие вызывает у нас чувство изоляции. Даже для тех, кто сторонится деловой, оживленной обстановки, движение связано с позитивными ассоциациями.
Штилевые зоны образуются в областях, лишенных воздушных потоков. «Попасть в полный штиль» означает впасть в апатию и лишиться энергии. Отсутствие воздушных течений приравнивается к бездействию в человеческой жизни, так как движение является неотъемлемой частью восприятия каждого живого существа. Если вы лишены возможности видеть вещи в движении, то живете за рамками нормальной жизни.
Если комната кажется слишком безжизненной и неподвижной…
Не путайте неподвижность со спокойствием. Неподвижность подразумевает отсутствие движения и звука, в то время как спокойствие подразумевает гармонию и умиротворенность. Когда мы покачиваемся в гамаке летним днем, движение успокаивает нас так же, как младенца в колыбели. В природе движение можно слышать, видеть и ощущать повсюду. Снежинки, плавно опускающиеся на землю, гребень нахлынувшей волны, бабочки, летающие в саду, — все это знакомые зрелища в нашем подвижном мире.
Избыток неподвижности сковывает человека, делает его мрачным и угрюмым. Если воздух не может свободно двигаться по всем помещениям, дом становится безжизненным и похожим на гробницу. Неподвижность есть отсутствие стимулов, а спокойствие — лишь их временное уменьшение.
Одно из моих любимых предложений для одиноких жильцов — установить маленький вентилятор под домашним растением с мелкими листьями, которые будут трепетать и шелестеть на ветру. Это прекрасное противоядие от неподвижности.
Если в комнате слишком много движения…
В фильмах 1950-х годов безумие часто изображалось как визуализация драмы, происходящей в сознании человека. Стробоскопические образы мелькали по экрану, и несчастная жертва была бессильна защититься от потока визуальных стимулов. Эмоциональная перегрузка неизбежно приводила к безумию.
Жизнь во много сводится к попыткам уравновесить разнообразные стимулы, действующие на наше сознание. Стимулируя одни области восприятия и подавляя другие, мы создаем наилучшее окружение для себя.
В большинстве случаев движение можно контролировать. Когда это не удается, человек пользуется встроенными защитными механизмами, по-видимому, присущими ему с самого рождения. Люди способны управлять своими движениями даже в самой тесной обстановке. Лишь элемент паники нарушает согласованность человеческого взаимодействия.
Если ваши движения стали слишком скованными, постарайтесь увеличить визуальную емкость помещения, чтобы оно казалось просторнее, чем на самом деле. Может быть, пора выкинуть кое-какую лишнюю мебель или оклеить комнату обоями более светлыми и яркими. Зеркало, отражающее спокойную сцену за окном или даже голую стену, визуально увеличивает размер комнаты. Усильте освещение в наиболее часто используемых местах. Световой конус над вашим креслом образует подобие защитного кокона и помогает не отвлекаться на посторонние вещи.
Мне кажется у меня в доме слишком много движения в последнее время. Нужно с этим срочно что-то делать.
У нас в доме все хорошо помоему. Когда надо есть тишина, когда ненадо всегда шумно.